145 лет русскому художнику Ивану Яковлевичу Билибину
Иван Билибин – любитель старины, рекламщик и сказочник, автор революционного двуглавого орла и патриот своей страны, человек времени модерна. В одном предложении можно уместить целую жизнь, но … Русскую сказку мы представляем визуально по картинам художников. Чаще всего это И.Я. Билибин или В.М. Васнецов.
Иван Яковлевич Билибин (1876 – 1942) – родился 16 августа 1876 года в семье военного моряка и врача Якова Ивановича Билибина. Мать Ивана и его младшего брата Александра, Варвара Александровна (урожденная Бубнова) происходила из семьи потомственных моряков. Окончил гимназию, получил профессию юриста. Но параллельно с этим он учился живописи в рисовальной школе Общества поощрения художников, потом в Мюнхене у художника А. Ашбе, а после, еще 6 лет, был учеником И.Е. Репина.
Решающей в судьбе художника была выставка работ В. М. Васнецова в залах Академии художеств в 1898 году. После этого он уезжает в деревню (Егны Весьегонского уезда Тверской губернии), изучает русскую старину и находит свой неповторимый стиль, в котором будет работать до конца жизни. Для изучения деревянной архитектуры в 1902, 1903 и 1904 годах Билибин посещает Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии.
С 1899 по 1902 Иван Билибин создаёт серию из шести «Сказок»: «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная», «Марья Моревна» и две сказки в одной книжке – «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» с «Белой уточкой». Составителем сборника стал фольклорист Александр Афанасьев.
Его книги похожи на старинные рукописи, художник продумывает все декоративные элементы: шрифты, орнаменты, украшения, инициалы и все остальное. Это по-настоящему уникальные книги.
Сам он описывает иллюстрации как «стиль древнерусский (народные картины и старые лубочные сказки, только облагороженные)».
«Иван – железная рука» – так называли его коллеги за точность линии и четкость изображения. Пять квадратных сантиметров в день – педантичность художника поражала коллег.
В более поздних иллюстрациях художник от лубочных приемов перешел к принципам древнерусской живописи: цвета становятся сочнее, насыщеннее, но границы между ними обозначены теперь не чёрным тонким контуром, а тональным сгущением и тонкой цветной линией.
Иван Яковлевич был загружен работой – иллюстрировал сказки Пушкина, русские народные сказки и былины. Кроме того, увлёкся оформлением праздничных открыток, попробовал себя в создании рекламы, работал как театральный художник.
Сказками Билибин занимался и в театре. Первый опыт в сценографии – оформление оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» для национального театра в Праге. Следующие его работы – эскизы костюмов и декораций для опер «Золотой петушок», «Садко», «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и других. Билибин использовал старую гравюру, лубок, народное искусство. Он был истинным знатоком старинных костюмов разных народов, он интересовался вышивкой, тесьмой, техниками ткачества, орнаментом и всем, что создавала национальный колорит народа.
Все знают Билибина, как иллюстратора русских сказок, былин, но “арабская” или “восточная” тема присутствует в творчестве мастера.
После начала Великой Отечественной войны Иван Билибин отказался эвакуироваться и умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года в больнице при Всероссийской Академии художеств. Последней работой знаменитого художника стала подготовительная иллюстрация к былине «Дюк Степанович» в 1941 году. Похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств возле Смоленского кладбища.